19 марта 2008 года в конференц-зале КурскГТУ состоялся межвузовский круглый стол по теме «Актуальные проблемы защиты прав потребителей России».

В нем участвовали студенты и ученые курских вузов, представители администрации Курска, а также представители независимой общественной организации защиты прав потребителей. Встреча была приурочена к всемирному дню защиту прав потребителей, который отмечается с 1961 года уже в 48 раз. История зарождения праздника связано с именем американского президента Джона Кеннеди, который 15 марта 1961 года произнес речь в Конгрессе США, где впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя: на безопасность, на выбор, на информацию и право быть выслушанным. Позднее к ним добавили еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

Мы каждый день ходим в магазин и не всегда остаемся, довольны качеством товара или предложенных услуг. Об этом свидетельствует и ежедневный опыт и статистика Департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей. В эту организацию непосредственно обращаются куряне с жалобами на некачественные товары или услуги. За 2008 год с устными жалобами обратились 1927 человек, с письменными заявлениями – 69. 80 процентов жалоб касаются торговли. В основном жалуются на некачественные мобильные телефоны, обувь, мебель, технически сложные предметы бытового назначения. Кроме того, в отделе по защите прав потребителей постоянно работает горячая линия. В ходе досудебных разбирательств составлено около 800 претензий. В порядке компенсации убытков населению добровольно было возмещено боле 1 миллиона 900 тысяч рублей. За период прошедший сначала 2009 года уже составлено 15 исковых заявлений, что говорит об увеличении вопросов, которые требуют судебного вмешательства. В прошлом году после судебных разбирательств в пользу пострадавших потребителей была выплачена сумма в размере 122900 рублей, а уже в этом году вынесено 6 судебных решений на общую сумму 94680 рублей. Таким образом, статистика говорит о том, что с недобросовестными продавцами некачественным товаром можно и нужно бороться, и если не удается договориться о возмещении или замене товара в полюбовном порядке, то следует идти в суд, так как закон о защите прав потребителей един и для продавцов и для покупателей. По словам руководителя курской региональной общественной организации «Защитник прав потребителей Тамары Рязанцевой, не стоят бояться судов и связанной с ним тратой денег. Практика показывает, что все затраты возмещаются, так как компенсируется и моральный вред, и неустойка за каждый день просрочки.