Изменения на мировом рынке пассажирских авиаперевозок

Сегодня информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются важным фактором, влияющим на конкурентоспособность туристического сектора и принятие потребителями решений относительно туристических покупок. Наряду с расширением Европейского Союза революция в пассажирских авиаперевозках распространилась на новые государства-члены в Центральной и Восточной Европе.

Воздушные перевозки были одним из наиболее строго регулируемых секторов экономики на протяжении многих лет. По сути, так называемые национальные перевозчики заняли монопольное положение в большинстве стран, что привело к высоким ценам на авиаперелеты и, как следствие, к низкому интересу к ним со стороны обычных потребителей (Pijet-Migoń, 2012, p. 7). Тем не менее технический прогресс и новые технологические решения, принятые на воздушном транспорте (билеты на самолет), а также правовые и организационные изменения способствовали росту популярности авиаперелетов (Pijet-Migoń, 2012, p. 7). Более того, развитие Интернета и электронного бизнеса способствовало изменениям в функционировании рынка авиаперевозок (Grotte, 2013). Либерализация этого рынка также вызвала изменения (Grotte, 2013; Pijet-Migoń, 2012, стр. 33), процесс, который был начат в Соединенных Штатах. Либерализация рынка в Европе проводилась на основе американского опыта дерегулирования, хотя в конечном итоге эти два процесса существенно различались. Положения закона, принятого Европейским сообществом, были направлены на предотвращение негативных последствий дерегулирования, испытанного в Америке, в первую очередь разрушительной конкуренции (Pijet-Migoń, 2012, p. 33). Первое заметное различие между этими процессами либерализации на рынке авиаперевозок заключалось в том, что в Европе этот процесс длился более десяти лет. Другое отличие заключается в масштабах дерегулирования. В США это главным образом охватывало рынок внутренних путешествий и лишь частично затрагивало деятельность иностранных перевозчиков, работающих на американском рынке. В Европе международный рынок был более либерализован, и можно утверждать, что процесс дерегулирования пошел еще дальше, поскольку он разрешил каботаж (воздушное сообщение, осуществляемое иностранным перевозчиком на внутреннем рынке), которое остается запрещенным в Соединенные Штаты (Pijet-Migoń, 2012, с. 33).

Помимо расширения Европейского Союза революция в пассажирских авиаперевозках распространилась на новые государства-члены в Центральной и Восточной Европе. Самым очевидным его проявлением стало появление на польском рынке недорогих перевозчиков. После 2004 года количество пассажиров, путешествующих по воздуху, значительно увеличилось. Кроме того, увеличилось количество международных маршрутов, отправляющихся как из Варшавы, так и из региональных портов. Такое динамичное развитие потребовало расширения инфраструктуры авиакомпаний. Как и в Западной Европе, авиаперелеты в Восточной Европе перестали быть уделом избранных. Это явление даже назвали «демократизацией» воздушного транспорта (Pijet-Migoń, 2012, стр. 8).

Выводы и предложения

Пожилые потребители в настоящее время представляют собой большую и растущую группу в Европейском союзе, что создает возможности для бизнеса для многих предпринимателей, в том числе тех, кто предлагает туристические услуги через Интернет (Gonzalez, Paliwoda, 2006). Тем не менее поставщики услуг онлайн-туризма продолжают игнорировать их. По мере того, как европейская интеграция продолжается (за счет снижения барьеров для свободного передвижения людей и растущего благосостояния жителей), а Интернет становится все более и более распространенным (облегчая деловые или частные отношения), частота использование услуг электронного туризма активными на рынке труда лицами, студентами и пенсионерами может стать еще шире. Исследование, проведенное Ло, Люнгом и Вонгом (2004), указывает на то, что как сетевые, так и традиционные каналы распространения туристических услуг ожидают светлое будущее. По словам Ли и Лин (2005), для того, чтобы интернет-магазины увеличивали покупательские намерения клиентов, они должны разработать маркетинговые стратегии, которые будут более правильно учитывать надежность, надежность и оперативность веб-сервисов.

Было бы интересно провести исследование разброса цен на авиабилеты за более длительный период времени. Кроме того, изменения в разбросе цен на самые популярные рейсы, происходящие одновременно с сокращением периода между моментом регистрации цены и датой вылета, могут подвергаться анализу в зависимости от перевозчика, выполняющего каждый рейс. Разброс цен между перевозчиками по наиболее популярным маршрутам и конкретным месяцам или будням также может быть изучен, предполагая, что период между моментом регистрации цен и датой отправления негибкий.

Использованные источники

  1. Alderighi, M., Cento, A., & Piga, C. A. (2011). A case study of pricing strategies in European airline markets: The London — Amsterdam route. Journal of Air Transport Management, 17 (6), 369-373.
  2. Assaf, A. G., & Josiassen, A. (2012). European vs. U.S. airlines: Performance comparison in a dynamic market. Tourism Management, 33 (2), 317-326.
  3. Bachis, E., Piga, C. A. (2011). Low-cost airlines and
  4. online price dispersion. International Journal of Industrial Organization, 29 (6), 655–667.
  5. Benkler, Y. (2008). Bogactwo sieci. Jak produkcja społeczna zmienia rynki i wolność [The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Mar- kets and Freedom]. Warszawa: Wydawnictwa Aka- demickie i Profesjonalne.
  6. Bilotkach, V., Gorodnichenko, Y., & Talavera, O. (2010). Are airlines’ price-setting strategies dif- ferent? Journal of Air Transport Management, 16 (1), 1-6.
  7. Borenstein, S., & Rose, N. (1994). Competition and Price Dispersion in the U.S. Airline Industry. Jour- nal of Political Economy, 102 (4), 653–683.

Plane ticket price dispersion in the online selling system in Poland

Tomasz Szopinski, Robert Nowacki